Родился в 1936 году в городе Краснодаре в семье рабочего, в том же 1936 году семья переезжает в Майкоп, где и проходит довоенное детство Каплана.
1942 год оккупация Майкопа, семья бежит от войны в родной аул Блечепсин, после войны переселяется в Кошехабль.

У Каплана рано проявились яркие музыкальные способности. Самостоятельно осваивал музыкальные инструменты, ну а когда в ауле появился кружок духовой музыки, то он был одним из самых активных его участников. Его инструментом стала тогда и на всю жизнь труба, с ней он не расставался долгие годы.

Окончив семилетку, Каплан поступает в Майкопский сельскохозяйственный техникум №2 на ветеринарное отделение, но быстро понимает, что это не для него. Возвращается в Кошехабль, где работает руководителем самодеятельных коллективов духового оркестра и хора в РДК. Приходит пора и его призывают в армию, и ни куда-нибудь, а в крепость Кронштадт, о чем он всегда вспоминает с гордостью. Да, ни каждому выпадает на долю жить в Петровских казармах, маршировать по якорной площади, ощущая дух старой России, дух Петра и Екатерины.

В армии Каплан продолжает оттачивать свое мастерство исполнителя, он проходил службу в музвзводе, играл в образцово-показательном духовом оркестре на трубе. Этот оркестр исполнял концертный репертуар, то есть русскую и зарубежную классику: увертюры, рапсодии, сюиты, фантазии и. т. п. Служба промелькнула, как один день и Каплан возвращается домой, где опять окунается в музыкальную жизнь района, он по-прежнему руководит художественной самодеятельностью в РДК, и его коллективы известны далеко за пределами района. Но он понимает недостаточность своего образования и в 1962 году поступает в Майкопское музыкальное училище.

Каплан жадно набрасывается на учебу, впитывает в себя знания. Ему жалко уходящего времени, он учится одновременно на двух отделениях — дирижерско-хоровом, духовых и ударных инструментов (труба). Мало того, он «перепрыгивает» через курс, сдав экзамены экстерном. Помимо этого он находит время, чтобы вечерами работать — играть в эстрадном оркестре, в Доме культуры мебельного комбината «Дружба».

Каплан досрочно в 1965 году оканчивает училище по двум отделениям с отличием и возвращается в Кошехабль, где начинает работать в детской музыкальной школе директором, преподавателем теоретических дисциплин и духовых инструментов. Создает отделение духовых и ударных инструментов, набирает талантливых ребят, организовывает и возглавляет два школьных духовых оркестра (для средних и старших классов), инструментальный ансамбль, в репертуар которого входили популярные в то время мелодии. Руководимый Капланом Туко оркестр в течение многих лет был неизменным участником и лауреатом областных и краевых конкурсов духовых оркестров детских музыкальных школ. Кроме того, среди его учеников было много лауреатов краевых конкурсов: Валерий Овчаров (кларнет), Мурат Хупов, Казбек Хакунов (труба), Руслан Унароков, Аслан Каноков (валторна), Сергей Соколов (туба). А также лауреатами краевых конкурсов стали квартет трубачей и кларнетистов.

Во время работы Туко директором, возглавляемая им школа считалась одной из лучших в Краснодарском крае. В этот период в школе создается ряд интересных коллективов, особо хочется отметить оркестр адыгейских гармошек, руководимый Евгением Ореховым. Состав оркестра, был необычен, помимо гармошек в него входили группа тембровых баянов, аккордеоны, духовые гармоники, ударные инструменты (трещотки и доол).

Казалось бы, перечисленных коллективов вполне достаточно для одной детской музыкальной школы, но это ещё далеко не всё, чем обладала в то время Кошехабльская ДМШ. В школе успешно функционировали: три детских хора (младший, средний, старший); хор преподавателей, вокально-инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль и.т.д. Директор школы очень ревностно относился к подбору кадров. Он регулярно приезжал в Майкопское музыкальное училище, подбирал среди студентов 2-3 курсов способных музыкантов, заранее договаривался с ними о работе в Кошехабльской музыкальной школе. При этом тогдашние первые секретари райкома партии X.К. Паранук, X.Д. Тхагапсов, а также председатель райисполкома М.А. Кучмезов с пониманием относились к нуждам школы, предоставляли молодым специалистам жилье, оказывали помощь в проведении ремонтов и приобретении инструментов.

Своими титаническими усилиями Каплан Сагидович создал вокруг себя коллектив единомышленников, способных решать все поставленные перед ним задачи. При всем при том молодой директор продолжает свое образование, обучаясь в Краснодарском институте культуры, ныне Государственный университет культуры и искусств (1967—1972 году) по классам хорового дирижирования (доцент А. И. Попов) и композиции (профессор Н. М. Хлопков).

Но яркая, неординарная личность всегда встречает на своем пути помимо добрых, понимающих, готовых оказать поддержку людей немало завистников и хулителей. Успех сопровождает мрачная тень человеческой зависти и подлости. Чаша сия не минула и Каплана. Не встретив на своей родине понимания, он в 1980 году переезжает в город Черкесск, где назначается директором областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы. На этой должности он проработал 4 года, но в его душе всегда жил педагог и когда в Карачаево-Черкесии открывается школа для одарённых детей при школе-интернате, Каплан переходит во вновь созданную школу директором.

И здесь талант Туко, как руководителя и педагога проявился во всем его блеске. Он ведет класс духовых и ударных инструментов, вместе с коллегой и соратником Павлом Вардаевичем Битиевым (кларнет). Капланом создается духовой оркестр и ансамбль, которые принимали активное участие в культурной жизни Карачаево-Черкесии. В школе имелись классы струнно-смычковых инструментов, национальной гармошки (хроматическая), фортепиано, народных инструментов. Многочисленные школьные музыкальные коллективы с успехом выступали на городских и зональных смотрах-конкурсах.

Но родина звала в свои тёплые объятия и в 1992 году Туко возвращается в Адыгею. Каплан Сагидович назначается директором Майкопского училища искусств. Время было и остается тяжелым для развития искусства и просвещения, но Туко не уронил высокой марки училища, созданной трудами его предшественников. В начале 90-х значительно упал престиж творческих профессий, который был традиционно высок в России. Достаточно вспомнить сакраментальное «Поэт в России, больше, чем поэт». Эта фраза могла родиться именно в России, в которой поэты, художники, композиторы, артисты и писатели всегда пользовались ни с чем несравнимым авторитетом и любовью народа. К их словам прислушивались, им верили, недаром буквально все правители пытались иногда успешно, а иногда и не очень «приручить» самых популярных из людей искусства, сделать их «ручными». Достаточно вспомнить поэта Державина, нашедшего свое призвание в воспевании величия императоров. Это из старой истории. Того же, что касается советского периода, то именам не счесть числа. Но мы несколько отошли в сторону от предмета нашего разговора.

В начале 90-х значительно уменьшилось число поступающих в музыкальные учебные заведения страны. И в этой ситуации было очень трудно уберечь училище от малоодаренных абитуриентов, но Туко поставил вопрос жестко, выразившись словами В. И. Ленина: «Лучше, меньше да лучше». И училище выстояло в эти нелёгкие годы, сохранило свой высокий профессиональный уровень.

Студенты всех отделений, выступая на различных конкурсах, часто становились лауреатами и дипломантами, лишний раз подтверждая свои глубокие знания, полученные в училище. Большую помощь в работе учебного заведения оказывали кураторы из Ростовской государственной консерватории имени Сергея Васильевича Рахманинова; О. Б. Барсов, А.В. Сахаров; ректор, заслуженный артист России, профессор А. С. Данилов; проректор по научной работе, заведующий кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор, музыковед А.М. Цукер и другие.

Музыку Каплан начал писать еще до поступления в музыкальное училище, а шлифовал свое мастерство в Краснодарском институте культуры, под руководством профессора Николая Михайловича Хлопкова, постигая тайны композиторского мастерства. Затем он достигает больших успехов в этом нелегком ремесле, особенно в сочинении оркестровых, камерных и вокально-хоровых произведений.

Каштана всегда тянула к творческому труду. Для него нет большего удовольствия, чем творить, создавать новые сочинения, доставать из архивов старые уже казалось бы, признанные публикой сочинения и находя в них одному ему видимые недостатки, снова редактировать их, после чего они блистают новыми нюансами, подобно картине заново покрытой свежим лаком. Он никогда не прекращал напряженно, творчески трудиться, его творческая лаборатория не закрывается до поздней ночи, а иногда утро застает ею за фортепиано в разгар работы. Помимо авторских произведений Капланом собрано и записано около шестисот песен народов Северного Кавказа.

К шестидесятилетию композитора, педагога и музыкально-общественного деятеля в республиканском драматическом театре имени Пушкина прошел авторский концерт, на котором присутствовали коллеги Каплана Туко со всего Северного Кавказа. На концерте прозвучала симфоническая, вокально-хоровая, камерная музыка, а также музыка для духового и народного оркестров.

В 1996 году Туко единогласно был избран председателем Союза композиторов Республики Адыгея, затем переизбран в 1998 году на втором пленуме Союза композиторов Адыгеи и на этом посту Каплан Сагидович работает по сию пору. Педагогическая жилка Каплана Сагидовича проявилась и на его новом поприще, за время его работы Союз композиторов Адыгеи пополнился тремя композиторами и двумя музыковедами. Каплан беспокоится о том, что перетрется связующая разные поколения композиторов нить, поэтому его усилия направлены на взращивания нового поколения профессиональных композиторов и музыковедов нашей маленькой, но богатой на таланты республики.

Звания, награды:

В 1970 награжден медалью «За доблестный труд»;

В 1984 году Каплан Туко принят в Союз композиторов СССР;

В 1984 году награжден медалью «Ветеран труда», за многолетний, добросовестный труд;

В 1991 году Министерством культуры СССР награжден значком «За отличную работу»;

В 1993 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»;

В 1995 году становится Почетным членом Краснодарской государственной академии культуры;

В 1999 году к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина награжден медалью Академии Российской словесности, за вокальный цикл «Семь песен о Пушкине», на слова адыгских поэтов;

В 2002 году становится Почетным деятелем Союза композиторов России;

В 2004 — Народный артист Республики Адыгея.

Основные сочинения:

Изданные произведения:

«Песни и хоры композиторов Карачаево-Черкесии. (Черкесск 1981 г.). Издана к 60-летию автономии Карачаево-Черкесии. В общий сборник вошло 15 песен и хоров;

«Родные напевы». (Черкесск 1987 г.) Партитуры для духового оркестра. 50 адыгских и карачаевских народных мелодий;

«Юный гармонист». Москва, издательство «Советский композитор», 1990 г. Коллективный сборник композиторов Карачаево-Черкесии для ДМШ, куда вошли двенадцать пьес для национальной хроматической гармоники и баяна;

«Песни композиторов Карачаево-Черкесии». Черкесск, 1990 г., общий сборник песен 3-х композиторов А. Даурова, С. Крымского, К. Туко. В сборник вошло пять песен на слова поэтов Северного Кавказа;

«Восемь фортепианных пьес для ДМШ». Москва, издательство «Советский композитор», 1987г., выпуск 11, выпуск15, 1987г., выпуск 17, 1989г., выпуск 19, 1991г.;

«Три пьесы для аккордеона». Москва, издательство «Советский композитор», выпуск 21, выпуск 33, выпуск 63, 1991г.;

«Родная земля». Сборник партитур для духового оркестра, куда вошли 20 оркестровых произведений. Черкесск, 1991 г.;

«Композитор Каплан Туко», книга вторая. Песни и хоры. Майкоп, 1992 г., 61 вокально-хоровых произведений в сопровождении фортепиано, 268 страниц;

«Страна моя». Песни, ансамбли, хоры. 100 произведений. Майкоп, 1999 г., 371 страниц;

«Мир вам, люди». Авторский сборник произведений разных жанров. 51 абазинских и ногайских народных мелодий для духового оркестра, 18 оригинальных авторских сочинений для духового оркестра, 12 песен в сопровождении духового оркестра, 14 песен в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Вокально-хоровой цикл «Горный мой край родной». На слова К. Мхце из 6 песен, 8 песен для голоса и камерного ансамбля, 10 песен для голоса и фортепиано. Майкоп, 1994, 1016 страниц;

Сюита «Моя отчизна — Адыгея» из трех частей: №1 марш «Слава Адыгеи», №2 вальс «Дружба», №3 «Танец радости». Майкоп, 2002;

«Пьесы и фанфары», часть — I, Майкоп, ГУРИПП «Адыгея» — 2005 г., с. 152;

«Вокально-хоровые произведения без сопровождения и в сопровождении фортепиано и камерного ансамбля». Майкоп, 2005, с.551;

Произведения крупных форм:

Подвиг — поэма для солиста, хора и симфонического оркестра (слова С. Яхутля);

Лагонаки — кантата для хора и солиста в сопровож¬дении ф-но (ел. X. Беретаря, перевод Е. Храмова);

Сюита на адыгские народные темы для симфонического оркестра;

Фантазия на темы песен К. Туко для духового оркестра;

На земле нартов — хоровая сюита (ел. В. Абитова);

Горный мой край родной — вокально-хоровой цикл в сопровождении оркестра народных инструментов (сл. К. Мхце);

Адыгские танцы — сюита для хора и доола (ел. И. Машбаша, перевод В. Твороговой);

Попурри на адыгские темы для эстрадного оркестра;

Моя Родина — поэма для голоса и симфонического оркестра (сл. X. Беретаря);

Квинтет на адыгские народные темы для духовых инструментов;

«Торжественная прелюдия» для симфонического оркестра;

«Пусть услышит весь мир». Поэма для голоса и симфонического оркестра. Слова X. Беретаря, рус. текст Ю. Крючкова;

Вальс «Майкопчаночка» для оркестра русских народных инструментов;

«Мужество», слова Н. Куёка, поэма для голоса и инструментального секстета. Памяти старшего лейтенанта милиции Алика Сапиева, погибшего в схватке с бандитами;

Вальс «Бойцы на привале» для симфонического оркестра;

Вокальный цикл «Абхазская трагедия» для сопрано и симфонического оркестра, на стихи поэтов Северного Кавказа;

Фантазия на адыгские народные темы для большого духового оркестра;

«Освобожденная Россия» для симфонического оркестра: концертино для тромбона и симфонического оркестра.

Музыка для театра:

Вот как надо замуж выходить (пьеса М. Добагова)

Храбрый Гучипса (пьеса М. Добагова)

Волшебная мельница (пьеса М. Добагова)

Золотая свирель (пьеса М. Мижаева)

Привет Стоматологу (пьеса Р. Охтова)

Лиса-охотница (пьеса В. Абитова и М. Абдохова)

У плута плохи дела (пьеса А. Шорова)

«Сын медведя Батыр» (пьеса М. Шхагапсоев), (2-я редакция)

«Красный лев» (пьеса А.Шаззо)

Музыка для духового оркестра:

«Ты вернулся солдат!» Баллада для солиста и духового оркестра на слова Киримизс Жанэ в переводе Анатолия Гриценко;

«Павшим в Великой Отечественной войне» — пьеса для духового оркестра;

Марш «Михаил Гурьев»;

«Фантазия на адыгские народные темы» для большого духового оркестра;

«Гимн пою Республике», слова X. Беретаря, перевод А. Шаззо для солиста хора и духового оркестра;

«Из одной фронтовой нашей чащи», слова Аскера Гадагатля, перевод Ю. Крючкова для голоса и духового оркестра;

«Скорбела по сынам своим Россия», слова К. Кесебежева, перевод Ю. Крючкова для голоса, хора и духового оркестра;

Марш «Лаврентий Журавлев»;

Марш «Фронтовик»;

Марши, вальсы, попурри, рапсодии, фантазии, сю¬иты, обработки абазинских, адыгейских, карачаевских, ногайских, черкесских народных мелодий — свыше 600 произведений;

Музыка для оркестра народных инструментов:

Вальсы, сюиты, попурри, фантазии, песни — 40 произведений.

Вокально-хоровая музыка:

Вокальный цикл «Восемь песен о Великой Отечественной войне» на слова адыгских поэтов. Для голоса и фортепиано.

Стихи Ю. Крючкова «Великая Победа!» Триптих (три хора о войне):

1. «Тревожное утро над Бугом». В сопровождении фортепиано.

2. «В битве герои славными стали навек». Без сопровождения.

3. «Славим мы юбилей». Для солиста, хора, фортепиано.

Вокальный цикл «Семь песен о Пушкине» на слова адыгских поэтов. Для голоса и фортепиано.

60 песен и хоров. Слова К. Кесебежева.

Вокальный цикл «11 песен о Темботе Керашеве». Для голоса и ф-но. Слова Ю. Крючкова.

30 обработок песен У. Тхабисимова. Для голоса, хора и фортепиано.

160 адыгских народных песен и танцев. Для голоса (хора) и духового оркестра.

Вокальный цикл «Пять песен» на слова П. Кошубаева; «Три хора» на слова Ю. Крючкова.

Камерно-инструментальная музыка Скрипка — 5 пьес. Фортепиано — 25 пьес. 15 пьес для гармошки. 10 пьес для домбры и фортепиано. 10 пьес для флейты и фортепиано. 5 пьес для гобоя и фортепиано. 10 пьес для кларнета и фортепиано.

5 пьес для фагота и фортепиано.

5 пьес для валторны и фортепиано.

5 пьес для трубы и фортепиано.

10 пьес для тромбона и фортепиано.

5 пьес для тубы и фортепиано.

30 адыгских народных мелодий для ансамбля духовых инструментов.

Фанфары — 20.

Сюита из 4-х частей для двух труб, двух валторн и тромбона «Моя Родная Адыгея».

Книги:

«Художник и его время». Жизнь и творчество У. X. Тхабисимова с приложением музыкальных произведе-ний. Майкоп, 2000.

«Училище искусств: вчера, сегодня, завтра…» (совместно с Зауром Хотом. Майкоп, 2001).

10 лет Союзу композиторов Республики Адыгея, Майкоп, 2003, с. 138.

Книга «Умар Тхабисимов — звучащая эпоха». Майкоп, 2004, с. 392.

Источник: Туко К.С. Адыгейское музыкальное искусство. — Майкоп, 2006 г.