Годы жизни: 1919 — 1998 гг. Умар Хацицович Тхабисимов родился в 1919 году в ауле Ходзь. С ранних лет мальчик проявлял способности к музыке. Играл на гармонике, пел, танцевал, организовывал музыкальные коллективы из своих сверстников. Но к профессиональной музыке пришел довольно поздно. Сначала была служба в армии, Великая Отечественная война.

Великий адыгский композитор Умар ТхабисимовВсегда и везде Умар не оставлял свой любимый инструмент — гармошку, овладев которой в совершенстве, он освоил аккордеон, что несомненно расширило исполнительский и композиторский диапазон музыканта.

Вернувшись в 1946 году с фронта, Умар приступил к мирному труду в должности директора и художественного руководителя ходзинского, а затем и кошехабльского домов культуры. Умар Хацицович сумел создать прекрасный ансамбль песни и танца, слава о котором гремела далеко за пределами области.

Но талант Тхабисимова вырывался из узко районных рамок. Одиннадцать лет он жил и работал в Кабардино-Балкарии, будучи солистом Нальчикской филармонии. Работал в Адыгейской областной филармонии, много гастролировал, успевая при этом писать песни, многие из которых стали классикой уже при жизни маэстро.

Умар Хацицович не получил систематического музыкального образования. Только благодаря своему большому таланту, упорству и целеустремленности он овладел композиторским мастерством. Большой творческой школой была для него и многолетняя игра на свадьбах и слушание народных исполнителей.

Участвуя в научно-исследовательских экспедициях Адыгейского научно-исследовательского института, Умар Тхабисимов ещё более глубоко постиг фольклор, проникся глубинным духом народной мелодии, что, несомненно, затем положительно сказалось на его творчестве.

Творческие встречи, общения с видными писателями, большими знатоками адыгского фольклора, такими как, Тембот Керашев, Алим Кешоков и др., оказали огромное влияние на процесс становления и формирования композитора.

Были написаны такие песни как: «Твои глаза», «Мой аул», Адыгейская гармонь», «Танцую с любимой», «Думы девушки», «Что же случилось», «Край адыгов», «Песня о друге», «Адыгские аулы», «Не уходи», «Эта не моя роза», «Майкопский вальс», «Танцует Нальмэс» и многие другие.

Творчество Тхабисимова ярко национально. В его музыке слышны типичные черты адыгской народной мелодии: ладовые, гармонические, ритмические. Используя народные интонации, он никогда не использовал народную тему в подлинном виде. Порой бывает трудно отличить тхабисимовскую мелодию от народной, часто фольклористы-исполнители, путают его произведения с народными, используя их для своих импровизаций.

Умар Хацицович обладал прекрасным драматическим тенором с большим диапазоном, необыкновенно красивого тембра, а о его артистических данных невозможно говорить без восторга. Он действительно был рожден для музыки. В одном лице певец, композитор, музыкант (аккордеонист). Так щедро наделила природа Умара. Он один часто выступал с авторскими концертами, которые длились иногда около трех часов.

В программу концертов входили народные и авторские песни. Исполнялись также русские и итальянские песни.

В наследии композитора насчитывается свыше 600 вокально-хоровых произведений, симфонические сюиты, поэмы, рапсодии, концерты, музыка для духового оркестра, для драматического театра и детей. Для Тхабисимова музыка была смыслом его жизни, он сам об этом говорил: «Наверное, я для этого родился, чтобы стать музыкантом, я себя никак не могу представить инженером или врачом».

Жизнь Умара Хацицовича оборвалась в августе 1998 года, но память о нём продолжает жить в душе народа.

Заслуги Тхабисимова были отмечены Правительством Республики Адыгея, еще при его жизни на родине композитора в ауле Ходз был открыт музей его имени, а в Постановлении Кабинета Министров №339 от 30.10.98. был утвержден план мероприятий по увековеченью памяти Тхабисимова. В число этих мероприятий входило присвоение Майкопскому училищу искусств имени Умара Тхабисимова, установка памятника композитору в городе Майкопе, установление мемориальной доски в доме, где он провёл свои последние годы, учреждение стипендии его имени и ряд других.

Звания

Заслуженный работник культуры РСФСР (1966)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)

Народный артист РСФСР (1990)

Почетный гражданин города Майкопа (1990)

Народный артист Республики Адыгея (1992)

Лауреат государственной премии

Республики Адыгея (1994)

Заслуженный деятель искусств Кубани (1995)

Почетный председатель Союза композиторов РА (1998)

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны 1-й степени

Медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945гг.»

Медаль «За трудовое отличие»

Медаль «За взятие Берлина»

Медаль «За освобождение Варшавы»

Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.»

Знак «25 лет Победы в ВОВ»

Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»

Медаль «Ветеран труда»

Юбилейная медаль «Сорок лап Победы в ВОВ 1941—1945»

Юбилейная медаль «60 лет Вооруженных сил СССР»

Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»

Юбилейная медаль «50 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»

Медаль Жукова

Основные сочинения

«Лаукан»; Опера, либретто П. Кошубаева и X. Беретаря по повести Т. Керашева «Месть табунщика». Клавир. Рукопись.

Концерт для кларнета с оркестром. Партитура. Рукопись.

Концерт для трубы с оркестром. Клавир и партитура. Рукопись.

Концерт для виолончели с оркестром. Партитура. Рукопись.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Партитура. Рукопись.

Концерт № 2 ДЛЯ фортепиано с оркестром. Партитура. Рукопись.

Увертюра к опере «Лаукан». Партитура. Рукопись.

Поэма «Братство». Клавир и партитура. Рукопись.

Поэма об Адыгее. Партитура. Рукопись.

Источник: Туко К.С. Адыгейское музыкальное искусство. — Майкоп, 2006 г.