Годы жизни: (1946-2000). Адам был счастливым человеком, всё к чему он прикасался, спорилось в его умелых руках легко, словно это было для него игрой. Он «легко» играл на фортепиано, легко, словно перышко взлетал над баскетбольной площадкой, нападая и отражая атаки соперника.

В его манере говорить, держаться сквозил налет аристократической непринуждённости. Природный артистизм гармонично сочетался в нём с жесткой «хваткой» руководителя и организатора. Это во многом благодаря его усилиям был создан у нас в республике государственный симфонический оркестр. С многих городов бывшего Советского Союза были собраны музыканты. Оркестр был укомплектован качественными музыкальными инструментами немецкого производства.

Кто-то уже при создании оркестра выражал своё недовольство тем, что расходуются большие средства на казалось бы ненужное в утилитарном смысле этого слова дело. Кто-то высказывал мысли о том, что наша республика ещё не доросла до высот понимания классической музыки и должен пройти длительный, многотрудный путь, прежде чем наши жители поднимутся до высот восприятия классики, а вместо того, чтобы приглашать музыкантов из других городов необходимо вырастить своих. Так рассуждать могут только люди, живущие сегодняшним днём, не думающие о последующих поколениях. Мы не можем сидеть и сложа руки ждать пока вырастет поколение «достойное» высокой культуры, а своих высокопрофессиональных исполнителей нельзя воспитать без яркого примера перед глазами. И не оправдались ожидания тех, кто предсказывал пустые залы на концертах симфонического оркестра. Хотя аншлагов и не наблюдалось, тем не менее, залы никогда не пустуют. Они заполняются любителями музыки, студентами училища искусств и института искусств, для которых живое исполнение классики это ценная творческая лаборатория.

При его же непосредственном участии создается «Камерный музыкальный театр» (ныне с гордостью носящий его имя), оркестр народных инструментов «Русекая удаль», да мало ли еще, что было сделано руками и головой этого деятельного человека, и уверен, было бы создано еще много, если бы его жизнь не оборвалась так рано.

Мы неслучайно начали свой рассказ, что называется с конца, поведав читателю о последних годах жизни Адама Асхадовича, когда он занимал пост министра культуры Республики Адыгея. Чем выше должность занимал Ханаху, тем ярче проявлялся его талант руководителя.

Адам Асхадович Ханаху родился 26 сентября 1946 года в ауле Тугургой Теучежского района Адыгейской автономной области, в интеллигентной семье. Отец Адама был известным в Адыгее журналистом. После окончания восьми классов средней школы, в 1961 году Адам поступил в Майкопское музыкальное училище по классу фортепиано (преподаватели Елена Васильевна Жукова и Татьяна Иосифовна Кан). В 1965 году, после окончания училища, — поступление в Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова. Затем служба в рядах Советской Армии.

Свою трудовую деятельность Адам Ханаху начал преподавателем фортепиано в ДМШ №4 города Саратова. Затем возвратился на родину и преподавал по специальности в Майкопском училище искусств. Молодой, энергичный, талантливый музыкант быстро шел в гору, он демонстрировал не только яркий исполнительский и педагогический талант, но и блестящие способности организатора.

В 1972 году Адама Ханаху назначили заместителем директора по учебной работе. Деятельная натура, рвущаяся наружу, не давала Ханаху покоя. Казалось бы, он и без того ведёт очень насыщенную жизнь, но люди избирали его, причем неоднократно депутатом Майкопского городского и Адыгейского областного советов народных депутатов.

С 1974 года Адам Асхадович директор музыкального училища и при нём училище продолжает традиции, начатые его учителями Шабаном Умаровичем Ахиджаком и Индаром Кочубеевичем Хейшхо.

Будучи назначенным на должность Министра культуры, Адам Асхадович входил в Кабинет министров молодой Республики с самого начала образования Адыгеи. Нами уже отмечено часть заслуг Ханаху перед родиной, но это только часть. Именно благодаря стараниям Адама Асхадовича Ханаху в Майкопе был создан Институт искусств, государственному ансамблю танца Адыгеи «Нальмэс» было присвоено звание академического. В столице Адыгеи стали регулярно проводиться фестивали народов Северного Кавказа, региональные и всероссийские смотры, конкурсы. Продолжая традиции знаменитого 1957 года, был предпринят вояж в первопрестольную в 1996 году. Как писала местная пресса «с триумфом», ну а в Московских газетах появились статьи с заголовками «Ренессанс культуры в Адыгее».

Адам Асхадович Ханаху оставил после себя и прекрасную семью: жена Асият Алиевна преподаватель спецфортепиано в Майкопской ДШИ №1; дочери: Зарета, Мариетта, Нафисет.

Звания: Заслуженный работник культуры Российской
Федерации

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея

Источник: Туко К.С. Адыгейское музыкальное искусство. — Майкоп, 2006 г.